Часть Первая
ЗАПОВЕДИ «ДЕЛАЙ»
1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее. И об этом Его речение, да будет Он благословен: «Я — Ашем, твой Б-г»
(Шмот 20:2). И в конце трактата Макот (23б- 24а) сказано: «613 заповедей сообщены Моше на Синае. Из какого стиха мы это учим? Из стиха «Тору заповедал нам Моше» (Дварим 33:4) — т.е. мы выучили это из числового значения слова «Тора». И возражают на это, говоря: «Но ведь числовое значение слова «Тора» — лишь 611?» И объясняется там: «Еще две заповеди — «Я — Ашем, твой Б-г» и «Да не будет у тебя других богов» (Шмот 20:3) — они слышали прямо из уст Всемогущего (а не через Моше)». И отсюда ясно, что «Я — Ашем, твой Б-г» — это одна из 613 заповедей, и в ней заповедована нам сама вера в Б-га, как мы разъяснили.
2-я заповедь — повеление верить, что только Он — Б-г. Верить, что Первопричина, приводящая в действие все сущее, — одна. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Слушай, Израиль: Ашем — наш Б-г, Ашем — один» (Дварим 6:4). И во многих мидрашах находим Его слова: «ради единства Моего Имени», «ради Моего единства» и много, подобных им. И в этих высказываниях имеется в виду, что Он вывел нас из рабства и вершил для нас милосердие и благо именно ради того, чтобы утвердилось в нашем сознании, что Он — един, как нам и заповедовано верить. И множество Его речений свидетельствуют о Его единстве. И эта заповедь называется также Малъхут шамаим (Царство Небесное) — по выражению мудрецов (Брахот 13а): «Чтобы принять на себя ярмо Царства Небесного», т.е. признать Его единство и верить в него.
3-я заповедь — повеление любить Его, да будет Он превознесен. Т.е., размышляя над Его заповедями, Его речениями и Его деяниями и вдумываясь в них, постигать Его и наслаждаться этим постижением. Это высшее наслаждение и есть любовь, которая нам заповедована. Ведь говорится в Сифри (Ваэтханан): «Поскольку сказано: «И люби Ашема, своего Б- га» (Дварим 6:5), а я не знаю, как любить Всевышнего, то Тора объясняет: «И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце» (там же 6:6). Таким образом ты познаешь Творца Вселенной. И уже указано, что размышление приведет тебя к верному постижению и наслаждению, — и любовь придет непременно.
И сказано было нашими мудрецами, что в эту заповедь включена и обязанность призывать и приводить всех людей к служению Ему, да будет Он превознесен, и к вере в Него. Ведь, когда ты любишь какого-нибудь человека, ты все время думаешь о нем, расхваливаешь его и желаешь, чтобы все полюбили его. И подобно этому, если ты действительно полюбишь Б-га — по мере того, как ты будешь познавать Его истинность, — ты, без сомнения, будешь призывать и добиваться, чтобы отступники и невежды также познали истину, которая известна тебе. И говорится в Сифри (там же): «И люби Ашема» — передавай свою любовь к Нему людям, подобно твоему отцу Аврааму, как сказано (Берешит 12:5): «И души, которые они создали в Харане» (т.е. люди, которых Авраам и Сара привели к служению Ашему — как бы заново «создали» их души). И как Авраам в силу своей любви к Ашему, о которой свидетельствует Писание: «Авраам, любящий Меня» (Йешая 41:8), приводил людей к вере — в силу любви, соответствующей его великому постижению, — так и ты полюби Его настолько, что сам будешь привлекать к Нему людей.
4-я заповедь — повеление трепетать перед Ним, да будет Он превознесен, и бояться Его. Чтобы не уподобиться отступникам, направляемым своими сердцами поступать наперекор, но постоянно трепетать перед Его наказанием. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи» (Дварим 6:13).
И это повелевающая заповедь, как видно из дискуссии по поводу стиха «И хулящий Имя Ашема будет предан смерти» (Ваикра 24:16), приведенной в трактате Санхедрин (56а). Там высказано предположение: «Может быть, предается смерти даже тот, кто просто произнес сокровенное Имя Б-га? Ведь написано в другом стихе (Бемидбар 1:17): «И собрали Моше и Аарон мужей, названных по именам» (и в том, и другом стихе употреблен глагол ....., который может быть переведен и как «хулить», и как «называть по имени». Т.е. стих в Ваикра может быть понят и так: «И произносящий Имя Ашема будет предан смерти»). А предостережением против этого греха в таком случае служит стих: «Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи». Т.е., возможно, смерти подлежит и тот, кто напрасно произнес Имя Б-га, даже не проклиная Его. А к тому, кто возразит: «Разве это грех?!», обращен стих «Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи», поясняющий, что такой человек отбросил страх перед Б-гом, ибо трепещущий перед Ашемом не произнесет Его Имени понапрасну.
Однако приведенное предположение отвергается там силою двух следующих аргументов: «Во-первых, согласно Мишне, чтобы «заслужить» смерть, хулитель должен проклясть сокровенное Имя Ашема каким-либо другим из Его Имен, а не только произнести его. А во-вторых, стих «Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи» — не предостережение, а повелевающая заповедь».
Отсюда ясно, что «Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи» — одна из повелевающих заповедей Торы.
5-я заповедь — повеление служить Ему, да будет Он превознесен. И это повеление повторено многократно. Сказано: «И служите Ашему, своему Б-гу» (Шмот 23:25). И сказано: «И Ему служите» (Дварим 13:5). И сказано: «И Ему служи» (там же 6:13). И сказано: «И служить Ему всем своим сердцем и всей своей душой» (там же 11:13). И, несмотря на то, что это повеление слишком общо и включает в себя все заповеди Торы, здесь имеется в виду его конкретное проявление — заповедь молитвы. И сказано в Сифри: «И служить Ему» — это молитва»; и еще говорится: «И служить Ему» — это изучение Торы». И в Мишне приводятся слова раби Элиэзера, сына раби Йоси Аглили: «Откуда мы знаем, что обязанность молиться — это одна из заповедей? Из стиха: «Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи и Ему служи» (Дварим 6:13)». И сказано (Мид-раш агадолъ, Реэ): «Служите Ему Его Торой, служите Ему в Его Храме». Т.е. приходите молиться в Храм или молитесь, обратясь лицом к месту Храма, как объяснил царь Шломо, да пребудет на нем мир (См. I Мелахим 8:30-53).
6-я заповедь — повеление «прилепиться» к мудрецам Торы, и присоединиться к ним, и стремиться быть в местах их собраний, и объединяться с ними всеми возможными способами — и есть с ними, и пить с ними, и вести дела с ними, — чтобы следовать их поступкам и научиться из их речей верному пониманию вещей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И к Нему прилепись» (Цварим 10:20). И еще раз повторено это повеление в речении: «И прилепиться к Нему» (там же 11:22).
И объяснено в Сифри: «И прилепиться к Нему» — значит «прилепиться» к мудрецам и к их ученикам». И то, что человек обязан взять в жены дочь знатока Торы, и выдать свою дочь замуж за знатока Торы, и давать пропитание знатокам Торы, и вести дела со знатоками Торы, также доказывается из стиха «И к Нему прилепись». Сказано (Ктубот 111б): «Разве может человек «прилепиться» к Б-гу?! Ведь написано: «Ашем, твой Б-г, — Он огонь пожирающий» (Дварим 4:24)! Но каждый, кто берет в жены дочь знатока Торы и выдает свою дочь за знатока Торы, и поддерживает его своим имуществом, как бы «прилепляется» этим к Б-гу».
7-я заповедь — повеление давать клятву Его Именем, да будет Он превознесен, когда необходимо подтвердить истинность своих слов или опровергнуть слова другого, ибо этим возвеличивается Его Имя, да будет Он превознесен, и в этом выражается Его слава и превосходство. И об этом Его речение: «И Его Именем клянись» (Дварим 6:13;10:20). И, разъясняя это, говорили наши мудрецы (Швуот 356): «Тора сказала: «Его Именем клянись» и Тора сказала: «Не клянитесь Моим Именем!» (Ваикра 19:12)» Имеется в виду, что Тора как предостерегает от напрасной клятвы — и это заповедь «не делай» (НД 62), так и повелевает давать клятву в минуту необходимости, и это заповедь «делай».
И поэтому не разрешено клясться одним из Его созданий, например, именами ангелов или небесных тел. Но допускается клятва, в которой как бы упущено Его Имя. Например, человек клянется: «Это верно, как то, что существует Солнце», но имеет в виду: «Это верно, как существование Б-га, сотворившего Солнце». Читать далее>>>
Комментариев нет:
Отправить комментарий